Военная история  

Вторая мировая война

Вторая мировая война 1940-1945
 

Вверх
Атлантика 1939-1943
Атлантика 1943-1945
Немецкие подлодки

 

Битва за Атлантику в 1943–1945 гг.

После потопления линкора «Бисмарк» в мае 1941 года командование военно-морского флота Германии отказалось от рейдерских действий надводного флота. Крупные надводные боевые корабли были отведены с атлантических коммуникаций и использовались в основном в Арктике против северных конвоев союзников, идущих в Советский Союз. На атлантических коммуникациях основная ставка была сделана на неограниченную подводную войну.

1943 год стал критическим в битве за Атлантику. К концу года немецкий подводный флот стал терять по одной подводной лодке на каждое потопленное судно союзников.

30 января 1943 г. гросс-адмирал Рёдер снят с поста главнокомандующего военно-морским флотом Германского рейха и на его место назначен Карл Дёниц, которому было присвоено воинское звание гросс-адмирал.

Вице-адмирал Карл Дёниц (Karl Dönitz),
командующий подводным флотом в 1935-1943 гг.,
главнокомандующий военно-морским флотом Германии в 1943-1945 гг.

Вице-адмирал Карл Дёниц

Окончательный перелом в битве за Атлантику

С апреля 1943 года по июнь 1944 года произошел окончательный перелом в битве за Атлантику. Союзники перешли в наступление.  В этот период происходил качественный и количественный рост противолодочных сил и средств союзных флотов.  Союзниками были расшифрованы коды радиосвязи немецких подводных лодок, были разработаны радары нового типа.  Шло массовое строительство эскортных кораблей и эскортных авианосцев.  Для поиска подводных лодок выделялось все больше авиации. Как следствие происходило сокращение потерь в тоннаже транспортных судов, и значительно увеличились потери немецкого подводного флота.  Союзники не только защищают свои коммуникации, но и атакуют базы немецких подводных лодок.

После выхода из войны Италии в конце июля 1943 года, Германия потеряла все свои базы в Средиземном море.

В сентябре 1943 г. был проведен немецкий рейд на остров Шпицберген (операция «Сицилия»). С 6 по 9 сентября 1943 г. линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девять эсминцев бомбардировали остров, а затем немецкие войска высадились на Шпицберген. В операции «Сицилия» линкор «Тирпиц» единственный раз стрелял из своих орудий по противнику.

Последняя попытка боевого применения крупных немецких надводных кораблей закончилась потерей линкора «Шарнхорст». Это произошло 25 декабря 1943 г. у мыса Нордкап на севере Норвегии. Этот бой стал самым северным в истории. После неудачной попытки найти союзный конвой, линкор «Шарнхорст» при возвращении в Норвегию был перехвачен британским линкором «Дюк оф Йорк» и эсминцами и после короткого боя был потоплен. Из всего экипажа линкора, состоявшего из 1968 человек, спаслись только 36 матросов. При этом ни один транспорт союзного конвоя не был потоплен.

С конца весны 1944 г. союзники установили полное господство на своих океанских коммуникациях. 6 июня 1944 г. был открыт новый театр военных действий в Западной Европе – в Нормандии. Германия летом того же года лишилась всех своих баз на Атлантическом побережье Франции. Немецкий военно-морской флот полностью лишен поддержки авиации. Его надводные корабли уничтожаются в базах.

Боевые действия линкора «Тирпиц» (Tirpiz)

В январе 1942 г. линкор «Тирпиц» (Tirpiz), второй корабль типа «Бисмарк», был отправлен в Норвегию для борьбы с арктическими конвоями союзников, идущими в Советский Союз. Там в Тромсё-фьорде линкор «Тирпиц» простоял почти всю войну.  В боевых действиях «Тирпиц» практически не участвовал, однако даже простое его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям союзников и сковывало значительные силы британского флота.

Немецкий линкор «Тирпиц» (Tirpiz)
Немецкий линкор «Тирпиц»

За все время пребывания в Норвегии линкор «Тирпиц» совершил только три боевых выхода. В начале марта 1942 года линкор «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев совершил неудачную попытку перехватить союзные конвои PQ-12 и QP-8 в районе острова Медвежий в Северном Ледовитом океане (операция Sportpalast). Конвои так и не были обнаружены.

В июле 1942 г. линкор «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» должны были участвовать в атаке на конвой PQ-17 (операция Rösselsprung – «Ход конем»). Поскольку разрешение на начало операции давал лично Гитлер, выход в море был задержан до 5 июля. Пока немецкая эскадра во главе с «Тирпицем» дошла к месту операции, стало известно, что конвой распущен, и «Тирпиц» повернул обратно. Отдельные суда конвоя PQ-17, распущенного из-за угрозы нападения «Тирпица» и оставленного эскортом без охраны, пострадали от атак авиации и подводных лодок в Баренцевом море.

Немецкий линкор «Тирпиц» в Альта-фьорде на Севере Норвегии
Линкор «Тирпиц» в Альта-фьорде

С 6 по 9 сентября 1943 г. линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девять эсминцев атаковали остров Шпицберген (операция «Сицилия»). В операции «Сицилия» линкор «Тирпиц» единственный раз стрелял из своих орудий по противнику (при этом он ни разу не стрелял по кораблям).

В сентябре 1943 г. линкор «Тирпиц», стоявший под защитой бонового заграждения в норвежском Тромсё-фьорде, был атакован и поврежден тремя британскими мини-подлодками типа «Экс» (Х), которые сбросили под линкором четыре 2-тонные мины с аммотолом. «Тирпиц» на шесть месяцев вышел из строя. 3 апреля 1944 г. налет британских торпедоносцев нанес урон надстройкам линкора и задержал ремонт «Тирпица» еще на три месяца.

После многочисленных атак с воздуха и с моря линкор «Тирпиц» был потоплен британской авиацией с участием торпедоносцев «Барракуда» и бомбардировщиков «Ланкастер» на стоянке во фьорде Тромсё 12 ноября 1944 г. сверхтяжелыми пятитонными (5,4 т) авиабомбами «Тэллбой». Погибли 874 матроса и 28 офицеров команды линкора.

Действия немецкого подводного флота
на завершающем этапе войны

В 1944-1945 гг. потери немецкого подводного флота растут катастрофически, при этом потери союзников на коммуникациях становятся минимальными.

За всю войну (1939-1945 гг.) потери транспортных судов союзных и нейтральных стран от вооруженных сил Германии составили около 21 млн. тонн водоизмещения, из них от подводных лодок – 68,1 %, авиации – 13,4 %, надводных кораблей – 7,2 %, мин – 6,5 %, по неизвестным причинам – 4,8 %. За этот же период подводный флот Германии потерял около 800 подводных лодок.

Германия начала войну, имея 57 подводных лодок, затем развернула большую программу строительства подводных лодок. До весны 1945 г. промышленность Германии произвела более тысячи подводных лодок разных типов. За время войны наибольшего успеха на море добились подводные лодки. На их долю пришлось 68 % потопленных судов союзников, и 37,5 % потерь их боевых кораблей.

Стремление подводного флота Германии уничтожить как можно больше транспортных судов противника вело к тому, что подводные лодки действовали в основном там, где охрана коммуникаций была слабая. При этом наиболее важные грузы перевозились под усиленным охранением и поэтому были в безопасности. Хотя подводным силам Германии удалось в ходе войны потопить в Атлантике большое количество транспортов союзников, но нанести сколько-нибудь ощутимый ущерб стратегическим перевозкам Великобритании и США они не смогли.

- - -

После потери передовых, а затем и некоторых основных военно-морских баз, Германия лишилась выгодных условий для боевых действий на море. К концу войны промышленность США и Великобритании строила новые транспортные суда и боевые корабли быстрее, чем союзники несли потери. В итоге Германия понесла поражение в битве за Атлантику.

 

Вверх Атлантика 1939-1943 Атлантика 1943-1945 Немецкие подлодки

 

 


Военно-исторические ресурсы
Military History