![]() |
Вторая мировая война |
![]() |
Битва за Атлантику в 1943–1945 гг.После потопления линкора «Бисмарк» в мае 1941 года командование военно-морского флота Германии отказалось от рейдерских действий надводного флота. Крупные надводные боевые корабли были отведены с атлантических коммуникаций и использовались в основном в Арктике против северных конвоев союзников, идущих в Советский Союз. На атлантических коммуникациях основная ставка была сделана на неограниченную подводную войну. 1943 год стал критическим в битве за Атлантику. К концу года немецкий подводный флот стал терять по одной подводной лодке на каждое потопленное судно союзников. 30 января 1943 г. гросс-адмирал Рёдер снят с поста главнокомандующего военно-морским флотом Германского рейха и на его место назначен Карл Дёниц, которому было присвоено воинское звание гросс-адмирал.
Вице-адмирал Карл Дёниц
(Karl Dönitz), Окончательный перелом в битве за АтлантикуС апреля 1943 года по июнь 1944 года произошел окончательный перелом в битве за Атлантику. Союзники перешли в наступление. В этот период происходил качественный и количественный рост противолодочных сил и средств союзных флотов. Союзниками были расшифрованы коды радиосвязи немецких подводных лодок, были разработаны радары нового типа. Шло массовое строительство эскортных кораблей и эскортных авианосцев. Для поиска подводных лодок выделялось все больше авиации. Как следствие происходило сокращение потерь в тоннаже транспортных судов, и значительно увеличились потери немецкого подводного флота. Союзники не только защищают свои коммуникации, но и атакуют базы немецких подводных лодок. После выхода из войны Италии в конце июля 1943 года, Германия потеряла все свои базы в Средиземном море. В сентябре 1943 г. был проведен немецкий рейд на остров Шпицберген (операция «Сицилия»). С 6 по 9 сентября 1943 г. линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девять эсминцев бомбардировали остров, а затем немецкие войска высадились на Шпицберген. В операции «Сицилия» линкор «Тирпиц» единственный раз стрелял из своих орудий по противнику. Последняя попытка боевого применения крупных немецких надводных кораблей закончилась потерей линкора «Шарнхорст». Это произошло 25 декабря 1943 г. у мыса Нордкап на севере Норвегии. Этот бой стал самым северным в истории. После неудачной попытки найти союзный конвой, линкор «Шарнхорст» при возвращении в Норвегию был перехвачен британским линкором «Дюк оф Йорк» и эсминцами и после короткого боя был потоплен. Из всего экипажа линкора, состоявшего из 1968 человек, спаслись только 36 матросов. При этом ни один транспорт союзного конвоя не был потоплен. С конца весны 1944 г. союзники установили полное господство на своих океанских коммуникациях. 6 июня 1944 г. был открыт новый театр военных действий в Западной Европе – в Нормандии. Германия летом того же года лишилась всех своих баз на Атлантическом побережье Франции. Немецкий военно-морской флот полностью лишен поддержки авиации. Его надводные корабли уничтожаются в базах. Боевые действия линкора «Тирпиц» (Tirpiz)В январе 1942 г. линкор «Тирпиц» (Tirpiz), второй корабль типа «Бисмарк», был отправлен в Норвегию для борьбы с арктическими конвоями союзников, идущими в Советский Союз. Там в Тромсё-фьорде линкор «Тирпиц» простоял почти всю войну. В боевых действиях «Тирпиц» практически не участвовал, однако даже простое его присутствие в Норвегии угрожало арктическим конвоям союзников и сковывало значительные силы британского флота. Немецкий линкор
«Тирпиц» (Tirpiz) За все время пребывания в Норвегии линкор «Тирпиц» совершил только три боевых выхода. В начале марта 1942 года линкор «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев совершил неудачную попытку перехватить союзные конвои PQ-12 и QP-8 в районе острова Медвежий в Северном Ледовитом океане (операция Sportpalast). Конвои так и не были обнаружены. В июле 1942 г. линкор «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» должны были участвовать в атаке на конвой PQ-17 (операция Rösselsprung – «Ход конем»). Поскольку разрешение на начало операции давал лично Гитлер, выход в море был задержан до 5 июля. Пока немецкая эскадра во главе с «Тирпицем» дошла к месту операции, стало известно, что конвой распущен, и «Тирпиц» повернул обратно. Отдельные суда конвоя PQ-17, распущенного из-за угрозы нападения «Тирпица» и оставленного эскортом без охраны, пострадали от атак авиации и подводных лодок в Баренцевом море.
Немецкий линкор «Тирпиц» в Альта-фьорде на Севере Норвегии С 6 по 9 сентября 1943 г. линкоры «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девять эсминцев атаковали остров Шпицберген (операция «Сицилия»). В операции «Сицилия» линкор «Тирпиц» единственный раз стрелял из своих орудий по противнику (при этом он ни разу не стрелял по кораблям). В сентябре 1943 г. линкор «Тирпиц», стоявший под защитой бонового заграждения в норвежском Тромсё-фьорде, был атакован и поврежден тремя британскими мини-подлодками типа «Экс» (Х), которые сбросили под линкором четыре 2-тонные мины с аммотолом. «Тирпиц» на шесть месяцев вышел из строя. 3 апреля 1944 г. налет британских торпедоносцев нанес урон надстройкам линкора и задержал ремонт «Тирпица» еще на три месяца. После многочисленных атак с воздуха и с моря линкор «Тирпиц» был потоплен британской авиацией с участием торпедоносцев «Барракуда» и бомбардировщиков «Ланкастер» на стоянке во фьорде Тромсё 12 ноября 1944 г. сверхтяжелыми пятитонными (5,4 т) авиабомбами «Тэллбой». Погибли 874 матроса и 28 офицеров команды линкора. Действия немецкого
подводного флота
|