Военная история  

 III рейх

III reich - Третий рейх

 

ПЛАН  ОККУПАЦИИ  АНГЛИИ
Операция «Морской лев»
(«3еелёве»)


С о в е р ш е н н о   с е к р е т н о

Для начальников штабов!
Только через офицера!

Главнокомандующий сухопутными войсками                                Ставка ОКХ, 30 августа 1940
            ген.шт. сух.войск, опер. упр. (1а)                                                                  35 экземпляров
            № 480/40   совершенно секретно                                                                    9-й экземпляр

Ш т а м п: Командование группы армий 1
Поступило: 1 сент. 1940
Вх. номер 4288/40, сов. секретно

ДИРЕКТИВА  О  ПОДГОТОВКЕ  ОПЕРАЦИИ
«МОРСКОЙ   ЛЕВ»

(Обзорная карта 1: 1 000 000)

1)  З а д а ч а:

            Верховный главнокомандующий приказал всем видам вооруженных сил подготовиться к высадке десанта в Англии. Цель операции — парализовать английскую метрополию как базу для продолжения войны против Германии и, в случае необходимости, занять ее полностью.

            Приказ на высадку десанта будет зависеть от политической обстановки. Подготовку провести таким образом, чтобы к осуществлению операции можно было бы приступить с 15.9.

            Задача сухопутных войск — продолжая оккупацию Франции и прикрывая остальные фронты, высадить в Южной Англии десант крупных сил, разгромить английские сухопутные войска, занять столицу и, в зависимости от обстановки, также и другие районы Англии.

 

2)  У с л о в н о е   н а и м е н о в а н и е:

            Операция носит условное наименование «Морской лев».

            Р а з в и т и е   о п е р а ц и и   зависит от множества заранее непредвиденных обстоятельств. Поэтому подготовка к погрузке, переправе и к высадке первого эшелона десанта должна быть организована настолько гибко, чтобы командование могло, не тратя лишнего времени, справиться с непредвиденными изменениями обстановки. Командиры и войска должны знать, что своеобразие морских перевозок неизбежно вызывает дробление соединений и что возможны необычные ситуации, которые могут быть преодолены только благодаря личной инициативе всех командиров.

 

3)  П р е д п о л а г а е м ы й   х о д   о п е р а ц и и:

            а) Военно-воздушные силы уничтожают английскую авиацию и авиационную промышленность и добиваются превосходства в воздухе. Военно-морской флот расчищает от мин проходы и, при поддержке авиации, прикрывает фланги полосы переправы.

            б) Десантные войска сухопутных сил специально оснащенными передовыми отрядами дивизий первого эшелона вначале захватывают тактические предмостные укрепления на побережье. Они сразу же приступают к расширению этих предмостных укреплений, образуя сплошную зону высадки, овладение которой своевременно обеспечит прикрытие высадки последующих эшелонов войск, а также осуществление единого управления войсками на захваченном побережье. Как только будет сосредоточено достаточно сил, следует сразу перейти в наступление для достижения первой цели операции – выход на рубеж: устье Темзы – высоты южнее Лондона – Портсмут. Со стороны англичан следует ожидать контратак против первых высадившихся немецких десантных войск, а также ожесточенного сопротивления всеми средствами, с тем, чтобы не допустить расширения немецкого плацдарма. Управление и группировка войск должны соответствовать тому решающему значению, которое имеют эти первоначальные бои.

            в) По достижении первой цели операции дальнейшая задача сухопутных войск будет состоять в том, чтобы разбить находящиеся в Южной Англии силы противника, занять Лондон, очистить от противника Южную Англию и захватать рубеж по линии Молдон (севера восточнее Лондона) – устье р. Северн.

            О дальнейших задачах будут своевременно отданы приказы.

            г) Порядок информирования командований групп армий и армий о положении противника остается прежним.

 

4)  У п р а в л е н и е   в о й с к а м и   и   г р у п п и р о в к а   с и л:

            Осуществление поставленных перед сухопутными войсками задач возлагается прежде всего на группу армий «А» (16-я и 9-я армии). Будут ли в ходе операции введены в действие войска группы армий «Б», зависит от развития обстановки.

            Перечень сил, выделенных для операции «Морской лев», дан в приложении № 1.

            Прежние задачи групп армий (охрана побережья, оккупационные задачи, охрана демаркационной линии) остаются неизменными.

 

5)  3 ад а ч и   г р у п п   а р м и й   и   а р м и й:

а) Задача группы армий «А»:

            Выступив по приказу главного командования сухопутных войск, группа армий форсирует высадку на английском берегу между Фолкстоном и Уортингом и прежде всего овладевает береговой полосой, с которой может прикрывать высадку новых сил — повернув также артиллерию в сторону моря — и создать предпосылку для продолжения наступления. Желательно своевременно использовать портовые ооружения на вражеском побережье для быстрейшей высадки последующих немецких войск.

            После сосредоточения на английской территории достаточного количества войск группа армий переходит в наступление и овладевает рубежом: устье Темзы – высоты южнее Лондона – Портсмут. Как только позволит обстановка, в район западнее Лондона должны быть выдвинуты моторизованные соединения, чтобы отрезать Лондон с юга и запада и занять переправы через Темзу для последующего продвижения в направлении Уотфорд – Суиндон.

 

б) Ближайшие задачи армий:

            16-я армия будет погружена в исходных портах,  расположенных между Роттердамом и Кале (оба пункта включительно). Производя высадку на широком фронте прибрежной полосы между Фолкстоном и Гастингсом (включительно), армия занимает территорию по меньшей мере до рубежа: высоты на полпути из Кентербери в Фолкстон – Ашфорд – высоты 20 км севернее Гастингса. Большое значение имеет быстрый захват портовых сооружений Дувра. Участок побережья Рамсгет – Дил, к которому суда могут приблизиться лишь в случае подавления береговой обороны, должен быть как можно скорее занят с суши.

            Одновременно с морским десантом предусмотреть выброску парашютных войск для быстрого овладения высотами севернее Дувра.

            9-я армия, высаживаясь одновременно с 16-й армией между Бексхиллом и Уортингом, занимает прибрежный район, по меньшей мере до рубежа: высоты 20 км севернее Бексхилла, высоты 10 км севернее Уортинга. Она должна ориентироваться на то, что непосредственно из Гавра через пролив Ла-Манш может быть переброшен лишь первый отряд в составе трех дивизий первого эшелона, в то время как четвертая дивизия и другие отряды и эшелоны, отправляясь из Булони, должны переправиться вблизи лучше прикрываемой полосы переправы 16-й армии и, в зависимости от обстановки, высаживаться восточнее или западнее Истборна.

            Для занятия Брайтона предусмотреть выброску парашютных частей.

            Разгранлиния между 16-й и 9-й армиями: Булонь (9-я ар­мия) - Гастингс (16-я армия) – Рейгет (16-я армия).

            О времени высадки на английском побережье будет отдан особый приказ. Высадку предполагается произвести на рассвете. Однако состояние погоды, время приливов и отливов могут вынудить произвести высадку десанта и в дневное время. В этом случае рекомендуется широкое применение дымовых завес (с самолетов, судов и при помощи артиллерии).

 

в) Задача  группы  армий  «Б»:

            Группа армий «Б» не принимает участия на первом этапе наступления. При благоприятном развитии обстановки на море для нее может представиться возможность, используя морской и воздушный транспорт, перебросить в более позднее время войска из района Шербура в залив Лайм и занять прежде всего Уэймут, высоты 20 км севернее Уэймута и 15 км севернее Лим – Режи, чтобы оттуда по приказу главного командования сухопутных войск перейти в наступление в направлении Бристоля. В последующем перед войсками группы армий «Б» может быть поставлена задача по овладению графствами Девоншир и Корнуолл.

            Командование группы армий «Б» вместе с инстанциями военно-морского флота устанавливает порты погрузки и определяет их пропускную способность и так размещает свои десантные войска, чтобы по приказу главного командования сухопутных войск они в течение 5 дней могли быть доставлены для погрузки на корабли. Нижеследующие распоряжения по занятию исходного положения и группировке сил, которые в первую очередь относятся к группе армий «А», соответственно имеют силу и для группы армий «Б».

 

6)  Г р у п п и р о в к а   с и л:

            Группировка сил в деталях является компетенцией групп армий и армий в соответствии с вместимостью судов и характером первоначальных задач на английской территории.

            Наряду с уже данными по этому поводу отдельными указаниями необходимо учитывать следующие моменты:

            а) Состав первых отрядов первого эшелона, определенный распоряжением организационного отдела генштаба главного командования сухопутных войск за  № 1084/40 от 20.7, сов. секретно, является лишь ориентировочным. Чем быстрее и больше будет переправлено солдат и оружия на тот берег - без боязливой оглядки на организационную спаянность - тем лучше! Решающее значение имеет объединение боевых групп в соответствии с поставленными перед ними задачами.

            б) Подразделения танковых и моторизованных соединений, прежде всего танки («У»), нужно заблаговременно включить в состав десантных отрядов.

            в) Тяжелые батареи, предназначенные для использования в качестве береговой артиллерии на противоположном берегу, должны быть установлены на позиции таким образом, чтобы участки Кале — Дил  и  Булонь — Гастингс возможно раньше простреливались артиллерийским огнем с обоих берегов (106-я артиллерийская группа, позднее также 1-й дивизион 84-го артиллерийского полка). Группировка зенитной артиллерии дана в приложении № 3.

            г) Задачи саперов:

            аа) Помощь войскам при погрузке, особенно если она будет проводиться вне портов.

            бб) Обеспечение первой высадки на широком фронте (катера, моторные лодки, понтоны).

            вв) Обеспечение высадки людей, транспортных средств и лошадей из транспортных судов, особенно на необорудованном побережье.

            гг) Содействие высадившимся передовым отрядам в устранении заграждений, особенно мин на берегу, поддержка пехоты в дальнейшем наступлении.

            дд) Подготовка сил и заградительных средств для оказания помощи в обороне захваченных плацдармов.

            Силы, используемые для выполнения указанных в пунктах аа) и вв) задач, останутся на месте, чтобы под руководством специальных штабов проводить погрузку и выгрузку также последующих эшелонов.

            д) Все инстанции во время высадки десанта должны неукоснительно осуществлять вспомогательные мероприятия по огневому прикрытию от наземных целей в соответствии с изданными инструкциями и т. п.

            е) Каждая десантная часть передовых отрядов должна быть так организована, чтобы после высадки была способна к выполнению самостоятельных боевых задач хотя бы небольшого масштаба. Командиры всех частей должны находиться со своими передовыми подразделениями.

            ж) Использование тоннажа судов для второго и последующего рейсов заранее твердо определить нельзя. Представители армий, работающие в тесном контакте с инстанциями военно-морского флота, должны обеспечить возможность того, чтобы в каждом отдельном случае погрузка судов производилась быстро и организованно. Для этого совершенно необходима надежно действующая сеть связи.

            з) Потребности обер-квартирмейстера в Англии должны быть учтены командованием армии в графике перевозок войск, как только позволят транспортные возможности (см. приложение № 4).

 

7)  З а н я т и е   в о й с к а м и   и с х о д н о г о   п о л о ж е н и я:

а) Первый эшелон:

            Войска, предназначенные для действий в первом эшелоне, следует расположить вблизи от подготовленных военно-морским флотом исходных портов.

            Таковыми «исходными портами» являются:

            Д л я   16-й   а р м и и:  Роттердам, Антверпен, Остенде, Дюнкерк, Кале.

            Д л я   9-й   а р м и и:  Булонь, Гавр (последний — только для первого отряда из трех дивизий).

            В качестве «вспомогательных портов» (не для целей погрузки) предусмотрены: Ньюпорт, Гравелин.

            Погрузка вне портов, в устьях рек или маленьких портах будет возможна лишь в небольшом объеме.

            Подробности относительно места, способа и очередности первых погрузок должны быть немедленно согласованы армиями  (через офицеров связи)  с соответствующими инстанциями военно-морского флота  [Инстанции военно-морского флота имелись в Роттердаме, Остенде, Дюнкерке, Кале, Булони, Гавре. В остальных портах – коменданты или начальники портов.], которые уже получили необходимые указания. Основное заключается в том, чтобы заранее погрузить как можно больше материальной части, включая снабжение, с тем, чтобы производимая в последнюю очередь погрузка личного состава и лошадей заняла как можно меньше времени.

            Учет, оборудование и подготовка транспортных средств входят в компетенцию военно-морского флота и уже определены особыми распоряжениями командования ВМФ.

            Установка оружия всех видов на паромах, а также на буксирах, если это не сделано службами военно-морского флота, является обязанностью войск и подлежит осуществлению в широких масштабах в соответствии с изданными инструкциями. Прикрытие десантных войск огнем с моря будет дополнительно обеспечиваться вооруженными судами военно-морского флота (тральщики и др.).

 

б) Второй эшелон:

            Командование армий должно заблаговременно подтянуть и разместить в районе исходных портов те моторизованные соединения, которые подлежат переправе вместе с первым эшелоном или вслед за ним. Для их погрузки предусмотрены следующие порты:

            16-я   а р м и я:   Роттердам и Антверпен.

            9-я   а р м и я:   Булонь.

            Сосредоточение этих сил должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы после 15.9 оно могло быть проведено за 3 дня. Приданные 16-й и 9-й армиям штабы корпусов, дивизии и полки моторизованных соединений будут немедленно подчинены обеим армиям для осуществления этих подготовительных мероприятий.

 

в) Третий эшелон:

            К утру 15.9 командование групп армий должно перебросить в район побережья не предназначенные для перевозок по железной дороге соединения третьего эшелона. Где и когда возможна их погрузка на суда, установить пока нельзя. Поэтому они должны быть так сгруппированы, чтобы их передовые части могли за 3 маршевых перехода достичь портов с наибольшей пропускной способностью, отведенных для соответствующей армии.

            Командование группы армий «А» сообщает удобное ему время прибытия и район выгрузки соединений, подвозимых по железной дороге по приказу главного командования сухопутных войск (см. приложение № 1).

 

г) Четвертый эшелон:

            Резервы главного командования сухопутных войск остаются в прежних районах расположения и по мере надобности будут перебрасываться по распоряжению главного командования сухопутных войск.

            д) На марше и при занятии исходного положения войсками всех эшелонов нужно обращать внимание на то, чтобы не было излишнего скопления войск и чтобы была обеспечена необходимая противовоздушная оборона по согласованию с командованием соответствующего воздушного флота.

 

8)  Д е й с т в и я   в о е н н о - в о з д у ш н ы х   с и л:

а) Оперативные военно-воздушные силы (см. приложение № 3).

б) Авиационные соединения сухопутных войск (см. прило­жение № 3).

 

9)  О б е с п е ч е н и е   с е к р е т н о с т и:

            Подготовка запланированной высадки десанта должна быть строго засекречена. Сам факт, что подготавливается десант в Англию, скрыть невозможно. Тем большее значение имеет засекречивание всеми средствами времени осуществления запланированного десанта и районов переправы.

 

10)  М е р ы   п о   в в е д е н и ю   п р о т и в н и к а   в   з а б л у ж д е н и е:

            Начаты мероприятия, цель которых симулировать намерение высадить десант на восточном побережье Англии и в Ирландии. 3аинтересованные инстанции информированы относительно деталей.

 

11)  П о р я д о к   п р е д с т а в л е н и я   д о н е с е н и й:

            К 3.9 командованию группы армий «А» донести:

            а) Намерения относительно использования первого эшелона, о занятии войсками исходного положения (с картой). Использование парашютно-десантных и других частей.

            б) Намеченное исходное положение войск второго эшелона (с картой).

            в) Намеченные места расположения командных пунктов до корпуса включительно.

            г) Расчет времени, требуемого для переправы отдельных отрядов и эшелонов (по согласованию с инстанциями военно-морского флота).

            д) Предложения относительно времени прибытия и районов выгрузки дивизий третьего эшелона, которые будут переброшены по железной дороге.

            е) Предложения о времени суток для высадки десанта.

            ж) Прочие предложения и пожелания.

                                                                                                                                   фон Браухич

            П р и л о ж е н и я:

            № 1 — Перечень выделенных соединений.

            № 2 — Распоряжения по связи.

            № 3 — Распоряжения для ВВС.

            № 4 — Распоряжения по снабжению.

            № 5 — Распределение судов между исходными портами.

 

Р а с ч е т   р а с с ы л к и:

            Главному командованию вооруженных

               сил (отдел обороны страны)                    – 1-й и 2-й экз.

            Главнокомандующему сухопутными

               войсками                                                    – 3-й            »

            Главнокомандующему военно-

               воздушными силами                                 – 4-й            »

            Главнокомандующему военно-

               морскими силами                                     – 5-й и 6-й   »

            Начальнику генштаба сухопутных

               войск                                                           – 7-й           »

            В группу армий «А»                                      – 8-й           »

            В группу армий «Б»                                      – 9-й           »

            В группу армий «Ц»                                     – 10-й          »

            Командованию 2-й армии                          – 11-й          »

            Командованию 6-й армии                          – 12-й          »

            Командованию 9-й армии                          – 13-й          »

            Командованию 16-й армии                        – 14-й          »

            Командующему войсками в Бельгии

               и Северной Франции                               – 15-й          »

            Начальнику военной

               администрации во Франции                   – 16-й          »

            Командующему войсками

               в Нидерландах                                          – 17-й          »

            Начальнику вооружений сухопутной

               армии и командующему

               резервными войсками                              – 18-й          »

            Генерал-инспектору авиации

               при гл. командовании

               сухопутными войсками                            – 19-й          »

            Генерал-квартирмейстеру                           – 20-й          »

            Начальнику связи сухопутных войск         – 21-й          »

            Уполномоченному офицеру генераль-

               ного штаба при начальнике

               транспортной службы                              – 22-й          »

            В организационный отдел                          – 23-й          »

            В центральный отдел генерального

               штаба                                                          – 24-й          »

            Офицеру связи главного командования

               сухопутных войск при командовании

                морскими военными операциями          – 25-й          »

            В оперативное управление (отдел 1а, Е)   – 26-й и 27-й экз.

            Резерв                                                           с  28 по 35-й экз.

 

Первая страница директивы главнокомандующего сухопутными войсками
от 30 августа 1940 г. о подготовке операции "Зеелёве" ("Морской лев"):

 

Последняя (10-я) страница директивы о подготовке операции "Морской лев":

Нюрнбергский процесс. М., изд-во «Юрид. литература», 1965, т. 1, сс. 538-548.