Военная история Великая Отечественная война

Вверх
Обстановка к лету
Подготовка обороны
Оборона
Контрнаступление
Орловская операция
Белгор.-Харьковская

 

БИТВА  ПОД  КУРСКОМ

Орловская наступательная операция

(12 июля - 18 августа 1943 г.)

            Замысел Орловской операции (кодовое наименование «Кутузов») сводился к тому, чтобы концентрическими ударами войск Западного, Брянского и Центрального фронтов в общем направлении на Орел рассечь орловскую группировку противника на три отдельные изолированные группы, окружить их в районах Болхова, Мценска и Орла и раздельно уничтожить.

            Предусматривалось нанесение противнику четырех мощных ударов: одного — силами войск левого крыла Западного фронта  (командующий генерал-полковник В. Д. Соколовский),  наносившего главный удар 11-й гвардейской армией под командованием генерал-лейтенанта И. Х. Баграмяна,  на Болхов и частью сил на Хотынец; второго и третьего ударов, наносившихся войсками Брянского фронта (командующий генерал-полковник М. М. Попов) — на Орел (главный) и Болхов (вспомогательный),  и четвертого удара в направлении на Кромы, который должен был осуществить Центральный фронт после отражения им наступления противника.

            Западный фронт получил задачу войсками своего левого крыла  (11-я гвардейская, 50-я, 1-я воздушная армии, 1-й, 5-й и 25-й отдельные танковые корпуса)  нанести главный удар из района юго-западнее Козельска на Хотынец, перерезать железную и шоссейные дороги Орел – Брянск и охватить с северо-запада орловскую группировку противника; частью сил 11-й гвардейской армии совместно с 61-й армией Брянского фронта разгромить немецкие войска в районе Болхова; вспомогательный удар готовился войсками 50-й армии на Жиздру.

            Брянскому фронту предстояло нанести главный удар войсками 3-й и 63-й армий и 1-го гвард. танкового корпуса из района Новосиль на Орел.  Другой удар намечалось нанести силами 61-й армии и 20-го танкового корпуса на Болхов,  а затем на Орел с севера.  Частью своих сил 61-я армия должна была наступать в обход Мценска с северо-запада и во взаимодействии с частями 3-й армией завершить окружение вражеских войск в районе Мценска.

            Центральному фронту было приказано войсками 48, 13, 70 и 2-й танковой армий и 9-го и 19-го танковых корпусов при поддержке 16-й воздушной армии разгромить вклинившегося в оборону советских войск противника, а затем ударом в обход Орла с юго-запада уничтожить во взаимодействии с войсками Западного и Брянского фронтов орловскую группировку противника.

            Фронтовые участки прорыва имели ширину 14-27 км, армейские — 9-14 км. Так, например, две соседние армии — 3-я и 63-я Брянского фронта на направлении главного удара взламывали оборону войсками внутренних флангов на участках шириной 9 км каждый.  18-километровый участок прорыва позволял ввести для развития успеха сильную подвижную группу фронта  (3-ю гвардейскую танковую армию генерал-лейтенанта танковых войск Д. В. Рыбалко).

            Необходимость прорыва глубоко эшелонированной обороны противника потребовала в отличие от положений приказа НКО № 306 от 8 октября 1942 года эшелонировать в наступлении боевые порядки стрелковых войск.  Стрелковые корпуса,  которые были восстановлены зимой 1942-43 года,  и дивизии наступали в один-два эшелона, а стрелковые полки — в 1-3 эшелона. Отделения и взводы по-прежнему развертывались в стрелковую цепь,  а роты и батальоны не эшелонировались.  Из-за эшелонирования боевых порядков полоса наступления дивизии сужалась на направлении главного удара до 3–4 км. Повысились,  по сравнению с контрнаступлением в битве на Волге,  тактические плотности на участках прорыва,  составлявшие здесь до 5–6 стрелковых батальонов,  160–200 орудий и минометов и 12–18 танков НПП на 1 км фронта.

            Артиллерийская подготовка планировалась более мощной и продолжительной  (до 2,5-3 часов). Артиллерийская поддержка атаки,  как правило,  предусматривалась одинарным огневым валом на глубину 700–900 м.

            К началу операции советские войска превосходили противника: в живой силе – в 2 раза, в артиллерии и минометах – в 3 раза, в танках – в 2,3 раза, в самолетах в 2,7 раза. На направлениях главных ударов фронтов это превосходство было еще большим.

            К 11 июля подготовка к контрнаступлению на орловском направлении была полностью закончена. Оно было назначено на утро 12 июля. Наступлению главных сил Западного и Брянского фронтов предшествовала разведка боем, начавшаяся во второй половине суток 11 июля. С целью маскировки направления основных ударов она проводилась на широком фронте. От каждой дивизии первого эшелона обычно участвовал один усиленный стрелковый батальон (иногда стрелковая рота). Разведка боем показала, что противник намерен вести упорную борьбу за свою первую позицию. Лишь на отдельных участках передовым батальонам удалось занять одну-две вражеские траншеи.

            Утром 12 июля после мощной артиллерийской и авиационной подготовки главные силы Западного и Брянского фронтов перешли в наступление одновременно на болховском и орловском направлениях, 15 июля – войска Центрального фронта, нанося главный удар на кромском направлении. Прорыв тактической зоны обороны противника занял от двух до трех суток, для ее прорыва пришлось ввести в сражение часть сил подвижных групп фронтов.

            На Западном фронте разведывательные батальоны 11-й гвардейской армии вечером 11 июля стремительно атаковали противника и в ночь на 12 июля захватили его первую траншею. Используя этот успех, стрелковые дивизии первого эшелона армии, поддерживаемые танками и огнем артиллерии, к середине дня 12 июля овладели второй и третьей траншеями. Введенные в бой вторые эшелоны стрелковых дивизий, а затем вторые эшелоны стрелковых корпусов и 5-й танковый корпус нарастили удар из глубины. Совместными усилиями к исходу дня они завершили прорыв главной полосы обороны противника и вплотную подошли к его второй полосе, продвинувшись вглубь на 8-10км.

            С утра 13 июля в сражение был введен 1-й танковый корпус, что способствовало быстрейшему завершению прорыва второй полосы вражеской обороны. Вслед за тем часть сил 11-й гвардейской армии вместе с 5-м танковым корпусом начала развивать наступление в обход Болхова, а другая часть с 1-м танковым корпусом – на Узкое, Хотынец.

            Днём и ночью, не переставая, шли бои за населённые пункты и высоты, укреплённые немцами. Несмотря на проливные дожди и бездорожье и преодолевая упорное сопротивление противника, советские войска за три дня напряжённых боёв продвинулись вперёд севернее Орла на 45 километров, восточнее Орла – на 20-25 километров.

            Советская артиллерия и авиация произвели громадные опустошения в рядах немецкой армии. В первые же дни боёв на орловском участке многие вражеские полки потеряли до 60 процентов личного состава.

            В связи с сильным сопротивлением противника танковые корпуса не смогли оторваться от стрелковых дивизий и совместно с ними прорывали промежуточные позиции и отражали многочисленные контратаки противника. К 19 июля войска 11-й гвардейской армии Западного фронта продвинулись на глубину до 70 км, расширили прорыв до 150 км по фронту и охватили левый фланг болховской группировки противника с запада и юго-запада. Правый фланг этой группировки был охвачен войсками 61-й армии Брянского фронта, которые продвинулись к этому времени на глубину около 20 км.

            Стремясь предотвратить угрозу окружения своей болховской группировки и восстановить ранее занимаемое положение, немецко-фашистское командование спешно перебросило в полосу наступления 11-й гвардейской армии новые силы, в том числе несколько танковых дивизий, и нанесло мощный контрудар. Войска 11-й гвардейской армии, утратив имевшееся ранее превосходство в силах и средствах, вынуждены были перейти к обороне.

            Для наращивания усилий командующий Западным фронтом ввел в сражение переданную ему из резерва Ставки 11-ю армию (командующий генерал-лейтенант И. И. Федюнинский) с задачей наступать на Хвастовичи и 25-й танковый корпус – развития наступления дна Знаменское. В упорных пятидневных боях 11-я армия и 25-й танковый корпус смогли продвинуться всего только на глубину до 15 км, но своими действиями они отвлекли часть вражеских резервов на себя, чем оказали содействие войскам 11-й гвардейской армии в отражении контрударов противника юго-западнее Болхова.

            Хотя в упорных оборонительных боях с 19 по 25 июля 11-я гвардейская армия сорвала замысел противника по восстановлению ранее занимаемого положения, тем не менее создавшаяся обстановка настоятельно требовала незамедлительного возобновления наступления с целью выполнения замысла операции. Для этого командующий Западным фронтом решил ввести в сражение переданную ему из резерва Ставки 4-ю танковую армию в составе 11-го и 30-го танковых и 6-го механизированного корпусов под командованием генерал-лейтенанта танковых войск В. М. Баданова.

            30-й танковый корпус был создан трудящимися Урала и получил название «30-й Уральский добровольческий танковый корпус». Все вооружение и боевая техника корпуса были созданы уральцами сверх плана. Впоследствии преобразован в 10-й гвардейский Уральский добровольческий танковый корпус.

            4-я танковая армия после формирования сосредоточилась к 23 июля в районе Козельска, а 25 июля вышла в исходный район для наступления северо-западнее Болхова. Ей была поставлена задача: с утра 26 июля войти в прорыв в полосе наступления 11-й гвардейской армии и главными силами развивать наступление к железной дороге Орел – Брянск с целью выхода на коммуникации орловской группировки противника, а частью сил – в обход Болхова, чтобы содействовать войскам Брянского фронта в быстрейшем разгроме болховской группировки.

            Ввод армии в прорыв предусматривалось осуществлять по четырем маршрутам в двухэшелонном построении. В первом эшелоне находились 11-й танковый и 6-й механизированный корпуса, а во втором эшелоне – 30-й танковый и переданный в состав армии 5-й танковый корпуса. На подготовку к боевым действиям было слишком мало времени – неполные сутки, что не позволило провести самые необходимые мероприятия по организации наступления соединений и частей.

            С утра 26 июля наступление войск левого крыла Западного фронта возобновилось, но развивалось медленно, так как многие огневые средства противника в период артиллерийской подготовки (из-за отсутствия полных разведывательных данных) не были подавлены. Поэтому вместо ввода 4-й танковой армии в прорыв ее привлекли к действиям по прорыву обороны противника совместно с войсками 11-й гвардейской армии. 3а девять суток 4-я танковая армия прорвала несколько промежуточных оборонительных рубежей противника и продвинулась юго-западнее Болхова на глубину 25-30 км со среднесуточным темпом продвижения 3-3,5 км.

            Несмотря на незначительное продвижение, боевые действия войск левого крыла Западного фронта положительно повлияли на весь ход операции. Они сковали 14 дивизий противника, в том числе 7 танковых, и облегчили тем самым положение на других участках фронта. Кроме того, соединения 4-й танковой армии, обойдя Болхов с юго-запада, содействовали 61-й армии в освобождении этого города.

            29 июля наши войска освободили Болхов. Ликвидация такого крупного узла сопротивления, как Болхов, создавала благоприятные условия для дальнейшего наступления советских войск по охвату левого фланга всей орловской группировки противника и вынудила врага начать отвод этой группировки на запад. Войска левого крыла Западного фронта с 30 июля были переданы в подчинение командующего Брянским фронтом.

            Основным недочетом в действиях войск левого крыла Западного фронта была медленная перегруппировка частей и соединений 11-й и 4-й танковой армий к району боевых действий, вследствие чего не удалось своевременно нарастить удар первого эшелона фронта и завершить окружение болховской и орловской группировок противника.

            Наступление войск 3-й и 63-й армий Брянского фронта на орловском направлении началось с прорыва обороны противника и форсирования реки Зуша. К исходу пятого дня тактическая зона вражеской обороны была прорвана, наши войска продвинулись на глубину 17-22 км и вплотную подошли к тыловому рубежу обороны противника, проходившему вдоль реки Олешня. Попытка прорвать рубеж с ходу не удалось. Тогда командующий фронтом ввел в сражение из своего резерва 3-ю гвардейскую танковую армию (12-й и 15-й танковые и 2-й механизированный корпуса) под командованием генерал-лейтенанта П. С. Рыбалко. Это оказало решающее влияние на ход операции. Прорыв тыловой полосы обороны противника был быстро завершен, и 3-я гвардейская танковая армия стала продвигаться к реке Оптушка. Войска 3-й армии, наступавшие за танковой армией, развили удар в тыл мценской группировки противника, а войска 63-й армии – в направлении Становой Колодезь.

            Достигнутый успех вынудил немецко-фашистское командование начать отвод своих войск из Мценска на Орел. Однако пути их отхода были перерезаны частями и соединениями 3-й гвардейской танковой армии,  которые обошли Мценск и вышли к шоссе Орел – Мценск в районе станции Отрада, чем способствовали быстрому разгрому мценской группировки противника.

            В дальнейшем 3-я гвардейская танковая армия произвела несколько перегруппировок вдоль фронта, чтобы обеспечить продвижение общевойсковых соединений на решающих направлениях и повысить общий темп наступления. Такое применение танковой армии обусловливалось необходимостью быстрейшего прорыва глубоко эшелонированной обороны противника при недостаточной плотности танков непосредственной поддержки пехоты (НПП) на Брянском и, особенно, на Центральном фронтах. К 26 июля армия вышла в район Становой Колодезь, а двумя днями позже после очередной перегруппировки – в Рыбницу, благодаря чему был ускорен выход войск 3-й и 63-й армий на подступы к Орлу. Затем 3-я гвардейская танковая армия вошла в полосу действий войск Центрального фронта и вместе с ними наступала на Кромы, охватывая орловскую группировку противника с юга.

            Опасаясь окружения, немецкое командование в конце июля начало отводить свои войска с орловского плацдарма на заранее подготовленный оборонительный рубеж «Хаген», проходивший восточнее Брянска. Отвод главных сил враг прикрывал сильными арьергардами.

            Группа советских лётчиков-штурмовиков под командованием Витрука нанесла сильный удар по скоплению войск противника, уничтожив до 200 автомашин с войсками и грузами.  На одном участке орловского направления зенитная батарея старшего лейтенанта Урядникова,  прикрывавшая переправу через реку,  в течение часа отразила два налёта вражеской авиации и сбила пять немецких самолётов. 30 июля восемь советских истребителей под командованием старшего лейтенанта Голячкова встретили 23 фашистских бомбардировщика,  пытавшихся нанести удар по наступающим советским войскам. Истребители не дали врагу сбросить бомбы на цель.  Голячков сбил два вражеских самолёта; лётчики Будашвили и Герасименко,  действуя в паре, уничтожили ещё три вражеские машины.  Остальные самолёты врага скрылись.

            Особенно упорное сопротивление противник оказал в боях за Орел, к которому войска 3-й и 63-й армий совместно с 1-м гвардейским танковым корпусом подошли в ночь на 4 августа.

            Боевые действия в Орле приняли характер штурма вражеских опорных пунктов и узлов сопротивления и продолжались более суток. 5 августа наши войска освободили город Орел. В ознаменование одержанной победы в Москве прогремел первый в Великой Отечественной войне салют доблестным войскам Красной Армии.

            Преследуя противника, войска Брянского и Центрального фронтов вклинивались своими передовыми отрядами между отходившими колоннами врага, отрезали им пути отхода и уничтожали их по частям. Активные боевые действия на коммуникациях противника вели партизаны. Они вывели из строя большие участки железнодорожных путей и сорвали движение поездов на целую неделю, минировали шоссейные и грунтовые дороги, а в местах наибольшего движения автотранспорта устраивали завалы. Внезапными ударами с тыла партизаны помогали регулярной армии быстрее громить отступавшего врага.

            К 17 августа советские войска вышли к оборонительному рубежу «Хаген». 18 августа Орловская операция была завершена: орловская группировка врага была полностью разгромлена советские войска вышли на подступы к Брянску. Были созданы выгодные условия для новой наступательной операции.

            В результате Орловской операции был ликвидирован орловский плацдарм немецких войск, откуда они в течение двух лет угрожали Москве.

 

Литература:

История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945, т. 3. М., Воениздат, 1961.

История военного искусства, т. 2. М., Воениздат, 1963.

С. Голиков, Выдающиеся победы Советской армии в Великой Отечественной войне. М., Госполитиздат, 1954.

 

Вверх Обстановка к лету Подготовка обороны Оборона Контрнаступление Орловская операция Белгор.-Харьковская