Военная история  

Вторая мировая война

Вторая мировая война 1940-1945
 

Вверх
Атлантика 1939-1943
Атлантика 1943-1945
Немецкие подлодки

 

Битва за Атлантику в 1939–1943 гг.

Боевые действия в Атлантике начались в сентябре 1939 года, сразу после начала Второй мировой войны. Боевые действия в Атлантическом океане принято называть битвой за Атлантику, в которой союзники по Антигитлеровской коалиции сражались со странами Оси – Германией и Италией – за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях во время Второй мировой войны. Впервые термин «Битва за Атлантику» употребил Уинстон Черчилль 6 марта 1941 г. в своей речи по поводу резко возросших потерь английского торгового флота.

Битва за Атлантику – напряженная и кровопролитная военно-морская кампания. Основной целью коалиции союзников в битве за Атлантику была защита свих коммуникаций, и тем самым обеспечение союзных сил, действовавших на Европейском театре военных действий с целью разгрома стран Оси – Германии и Италии.

Для Великобритании и Соединенных Штатов коммуникации в Атлантике имели особую важность, поскольку эти государства не могли вести продолжительные боевые действия в Европе без больших и постоянных перевозок через Атлантику. Одной из главных задач, помимо защиты своих коммуникаций, перед союзниками стояла задача достижения господства в Атлантике.

Для нацистской Германии, поскольку она не могла выделить достаточного количества сил и средств из-за войны с Советским Союзом, битва за Атлантику была второстепенным театром военных действий. Основной целью стран Оси (в первую очередь – Германии) было нарушение коммуникаций между Великобританией, США и другими странами-союзницами, с целью подорвать их экономику, а в дальнейшем – принуждение Великобритании к мирным переговорам и развал союзной коалиции.

Германия не имела возможности уничтожить союзные военно-морские силы в прямом боевом столкновении, поэтому начала действовать на коммуникациях противника. Для этого она использовала: надводные корабли (крупные или катера), надводные коммерческие рейдеры, подводные лодки, авиацию.

Гросс-адмирал Эрих Рёдер (Erich Raeder),
главнокомандующий военно-морским флотом Германии в 1935-1943 гг.

Гросс-адмирал Эрих Редер

В течение 1941 года Германия перешла к неограниченной подводной войне. В этот период осуществлялось массовое наращивание немецких подводных лодок; расширились районы их применения, и выросла результативность их действий. Значительно выросли потери союзников на коммуникациях.

После вступления в войну Советского Союза, основная часть крупных надводных кораблей была направлена против СССР, что позволило флотам союзников направить главные силы на борьбе с немецкими подводными лодками.

В 1941 года начались боевые действия на Средиземноморском театре военных действий и на Арктическом театре военных действий.

В 1941 года немецкий военно-морской флот постепенно отказался от использования крупных надводных кораблей против коммуникаций союзников после нескольких неудачных попыток, одна из которых – сражение в Датском проливе.

С 22 января по 22 марта 1941 г. немецкие линкоры «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) проводили рейд в Северной Атлантике против конвоев и отдельных судов союзников. Всего за время похода линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» потопили 22 судна, общим тоннажем в 115 600 тонн. Их поиском занимались десятки кораблей Великобритании, в том числе линейный крейсер «Рипалс» (Repulse).

Британский линейный крейсер «Рипалс» (HMS Repulse),
сфотографированный через иллюминатор

Британский линейный крейсер «Рипалс»
Naval Historical Center, US Navy.

С января по март 1941 г. линейный крейсер «Рипалс» (Repulse) участвовал в поисках немецких линкоров «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau) в Северной Атлантике. 22 мая «Рипалс» был отозван из состава охранения конвоев Великобритания – Гибралтар для участия в поисках и потоплении немецкого линкора «Бисмарк» (Bismarck). В июне 1941 г. линейный крейсер «Рипалс» прикрывал конвои из Галифакса в Великобританию. С июня по август 1941 г. он находился в ремонте в Клайде. Затем линейный крейсер «Рипалс» был направлен в Индийский океан, где 10 декабря 1941 г. был потоплен у берегов Малайи, получив от японцев одно бомбовое и пять торпедных попаданий.

Операция немецкого флота «Рейнские учения» и
потопление британским флотом линкора «Бисмарк»

В мае 1941 г. командованием немецкого военно-морского флота была спланирована операция «Рейнские учения» (Rheinübung), согласно которой линкор «Бисмарк» (Bismarck) и тяжёлый крейсер (карманный линкор) «Принц Ойген» (Prinz Eugen) должны были совершить прорыв в Атлантику через Датский пролив, чтобы затем действовать на морских коммуникациях союзников и топить их торговые суда.

Карта немецкой операции «Рейнские учения» (Rheinübung) и операции британского флота против линкора «Бисмарк» (Bismarck) и тяжелого крейсера «Принц Ойген»
Карта немецкой операции «Рейнские учения» и британской операции против линкора «Бисмарк»
Автор: Pibwl.

18 мая 1941 г. линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» вышли из военно-морской базы в Готенхафене (польский порт Гдыня). При этом линкор «Бисмарк» вышел в свой первый и последний боевой поход. Перекрасив свои корпуса в Норвегии, линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген» прошли незамеченными Норвежское море и двинулись выше Северного полярного круга, в то время как британский флот искал их южнее.

Немецкий линкор «Бисмарк» (Bismarck)
Немецкий линкор «Бисмарк»
Bundesarchiv Bild 193-04-1-26, Schlachtschiff Bismarck.

Линкор «Бисмарк» (Bismarck) перед Бланкенезе (Blankenese). В корме линкора буксиры «Морской сокол» (Seefalke) и «Морской медведь» (Seebär), 1940 г.

После обнаружения немецкой эскадры британским флотом в Датском проливе, 24 мая состоялось боестолновение, в котором пятым залпом линкор «Бисмарк» потопил английский линейный крейсер «Худ» (Hood), взрыв боезапаса которого разорвал корабль на две части. Из 1417 человек экипажа спаслось только трое.

Британский линейный крейсер «Худ» (HMS Hood)
Британский линейный крейсер «Худ»

Линейный крейсер «Худ» (HMS Hood), флагман британской эскадры. После его потопления началась охота британского флота за немецким линкором «Бисмарк» (Bismarck) и закончилась трое суток спустя потоплением последнего.

Морской бой линкора «Бисмарк» в Датском проливе 24 мая 1941 г.
«Бисмарк» направляет всю свою огневую мощь
на удаляющийся британский линкор «Принц Уэльский».

Морской бой линкора «Бисмарк» в Датском проливе
Bundesarchiv Bild 146-1984-055-13, Schlachtschiff Bismarck, Seegefecht. Foto: Lagemann.

Линкор «Принц Уэльский» сначала продолжал бой, но затем, получив семь попаданий, вышел из боя под дымовой завесой. Вечером того же дня тяжелый крейсер «Принц Ойген» тоже вышел из боя и пошел в направлении французского побережья. Через 10 дней тяжелый крейсер «Принц Ойген» прибыл на базу в Брест.

Вечером 26 мая 1941 г. торпедоносцы с английского авианосца «Арк Ройял» провели успешную атаку на линкор «Бисмарк», на котором они повредили рулевой механизм. Утром 27 мая английские линкоры «Родней» и «Кинг Джордж V» смоги расстрелять потерявший управляемость немецкий линкор «Бисмарк». Из 2200 человек его команды погибло 1995 человек.

Попадание одной торпедой с небольшого самолета решило участь огромного корабля. Линкоры теряли свое главенствующее положение на флоте, которое переходило к авианосцам.

После потопления линкора «Бисмарк» командование немецкого военно-морского флота отказалось от рейдерских действий надводного флота на океанских коммуникациях союзников и сделало основную ставку на неограниченную подводную войну. Второй корабль типа «Бисмарк» – линкор «Тирпиц» – был поврежден британскими мини-подлодками, почти всю войну простоял и был потоплен 12 ноября 1944 г. в норвежском фьорде Тромсё британской авиацией.

Немецкий дальний морской разведчик «Фоке-Вульф-200» (Focke-Wulf FW 200)
Морской разведчик «Фоке-Вульф-200»
Источник: Aircraft of the Fighting Powers, Vol II. Ed: H J Cooper, O G Thetford and D A. Russell,
Harborough Publishing Co, Leicester, England 1941.

Прорывы немецких кораблей из Западной Франции в Германию

            Поскольку, находясь в Бресте (Brest) в Западной Франции, немецкие надводные корабли подвергались постоянным налетам авиации союзников. Командованием военно-морского флота  принято решение передислоцировать их обратно в Германию.

            27 ноября 1941 г. была совершена проводка (прорыв) через Дуврский пролив (Ла-Манш) вспомогательного крейсера «Комет» с запада на восток (операция «Sperrbrecher 52»), а вначале декабря – вспомогательного крейсера «Тор» с востока на запад (операция «Sperrbrecher 53»).

            На февраль 1942 г. была спланирована операция «Цербер» (Zerberus): линкоры «Шарнхорст» (Scharnhorst) и «Гнейзенау» (Gneisenau), тяжёлый крейсер «Принц Ойген» (Prinz Eugen) должны были прорваться через Ла-Манш в сопровождении десятками тральщиков и вспомогательных судов под прикрытием самолетов люфтваффе.

            Британский флот и авиация не были готовы к неожиданному прорыву. В это же время немцы глушили английские радары. С 11 по 13 февраля 1942 г. «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Принц Ойген» с сопровождающими кораблями и судами совершили прорыв через Ла-Манш. При этом при сильном тумане линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау» подорвались на минах, но дошли до своих портов.

            Линкор «Гнейзенау», стоявший на ремонте в Киле, во время британской бомбардировки в ночь на 27 февраля 1942 г. был поражен тысячефунтовой бомбой, что окончательно вывело корабль из строя.

            Линкор «Шарнхорст» после четырехмесячного ремонта был отправлен в Норвегию, он вместе с линкором «Тирпиц» и другими кораблями должен был нападать на арктические конвои, направлявшиеся с грузами в Советский Союз. В сентябре 1943 г., после нескольких месяцев акклиматизации, линкор «Шарнхорст» участвовал вместе с «Тирпицем» (Tirpitz) в обстреле и десанте на Шпицберген. 26 декабря 1943 г. линкор «Шарнхорст» был потоплен британскими кораблями у мыса Нордкап в Норвегии.

Торпедированный немецкой подводной лодкой танкер союзников идет ко дну, 1942 г.
Торпедированный немецкой подводной лодкой танкер
Источник: U.S. National Archives and Record Administration ARC Identifier: 520607.

Боевые действия военно-морского флота Германии в 1941-1943 годах

Действия надводных кораблей Германии на коммуникациях союзников были мало-эффективными. После потерь крупных немецких кораблей, которые в условиях военного времени были невосполнимы, с лета 1941 г. все оставшиеся были отведены с атлантических коммуникаций, и применялись только в Арктике против союзных конвоев. Последняя попытка применения крупных надводных кораблей в декабре 1943 г. закончилась потерей линкора «Шарнхорст». Взамен не был потоплен ни один транспорт.

Рейдеры, переделанные из коммерческих судов, были слабо защищены, но имели некоторую  эффективность, потому что действовали в районах, где отсутствовало охранение торговых судов (в Южной Атлантике или Индийском океане).

Ни крупные надводные корабли, ни коммерческие рейдеры не показали тех результатов, которые смогли бы переломить положение в Атлантике в пользу Германии. Однако, они оттягивали на себя значительные силы флотов и авиации союзников. Последний поход коммерческого рейдера закончился в марте 1943 г.

            После того как военно-морской флот Германии отказался от использования надводных рейдеров, подводные лодки остались единственным средством на дальних коммуникациях. При этом катера и авиация действовали на ближних коммуникациях.

            С декабря 1941г. по март 1943 г. произошло сокращение авиационной поддержки подводных лодок. За этот период немецкий военно-морской флот потерял 155 подводных лодок. За этот же период было потоплено транспортных судов и боевых кораблей противника и нейтральных стран общим водоизмещением около 10 млн. тонн, из них 80 % подводными лодками. Только за 1942 г. немецким подводным лодкам удалось потопить транспортов водоизмещением около 7,8 млн. тонн.

            1942–1943 гг. были критическими в битве за Атлантику. Защита союзных коммуникаций начала улучшаться, стала падать эффективность немецких подводных лодок, возросло количество их потерь. В 1943 г. наступил перелом – на каждое потопленное судно немецкий флот стал терять одну подводную лодку.

            30 января 1943 г. гросс-адмирал Рёдер снят с поста главнокомандующего военно-морским флотом Германского рейха и на его место назначен командующий подводным флотом Карл Дёниц, которому было присвоено воинское звание гросс-адмирал.

            В начале 1943 г. против 100–130 немецких подводных лодок, ведущих поиск на коммуникациях, действовало около 3 тыс. кораблей и до 2 700 самолетов союзников.

            Отдельно идущие суда были уязвимее конвоев. Немецкие подводники предпочитали атаковать отдельные суда, нежели конвои. Затем и в американских водах ввели обязательную систему конвоев. Не имея возможности атаковать одиночные суда, немецкие подводные лодки были вынуждены вступать в бои с эскортом конвоев, битву с которым они, в конце концов, проиграли.

 

Вверх Атлантика 1939-1943 Атлантика 1943-1945 Немецкие подлодки